Метамодель НЛП
Глубинная и поверхностная структура. Метамодель НЛП из 12 паттернов.
Глубинная и поверхностная структура
На глубинном уровне мышления говорящий обладает полным знанием по поводу того, что он хочет сказать. Это - глубинная структура, которая существует на подсознательном уровне. Чтобы быть эффективным в общении, говорящий бессознательно удаляет, обобщает или искажает свои внутренние мысли в соответствии со своими убеждениями, ценностями, воспоминаниями, решениями, стратегиями и т.д. Его слова (поверхностная структура) являются лишь небольшой частью изначальных мыслей, причём часто запутанной и неоднозначной, что может привести к недопониманию.
Перед тем, как быть выраженными в виде слов, внутренние мысли (глубинная структура) говорящего проходят через фильтр его модели мира (убеждения, ценности, воспоминания, решения и т.д.). Этот процесс происходит неосознанно и часто молниеносно.
Допустим, вы хотите дать совет вашему собеседнику, который сказал: «Мой начальник не ценит того, что я делаю» - это поверхностная структура заявления собеседника. На основании одного лишь высказывания собеседника вы вряд ли дадите ему ценный совет. Ваш совет может быть подходящим для вас самих, но совершенно бесполезным для вашего собеседника, так как вы не знаете, что ваш собеседник подразумевает под выражением «мой начальник не ценит того, что я делаю». Если вы всё же скажете вашему собеседнику, что отлично понимаете его, и дадите свои рекомендации, это может привести к спорам, так как ваш собеседник почувствует, что вы его не понимаете, но указываете, что ему делать.
Чтобы дать эффективный совет, вам следует задать дополнительные вопросы, чтобы лучше понять внутреннюю структуру вашего собеседника. Часто случается, что после прояснения ситуации с помощью вопросов, собеседнику оказываются нужны не столько ваши советы, а ваша постоянная поддержка и любознательность. Другими словами, посредством вопросов вы можете помочь собеседнику найти путь от его поверхностной структуры к его глубинной структуре.
Метамодель – это техника НЛП, которая обеспечивает нас (как тренеров, начальников, терапевтов, членов семьи, друзей и т.д.) набором вопросов, которые позволяют нам понять внутреннюю структуру человека, которому мы хотим помочь.
Удаления, обобщения и искажения
При переходе от внутренних мыслей (внутренней структуры) к их выражению (поверхностной структуре) обычно происходят удаления, обобщения и искажения.
Удаления происходят в случаях, когда люди выражают лишь часть информации, присутствующей во внутренней структуре.
Обобщения могут возникнуть тогда, когда люди делают общие заявления о том, во что они верят, как они воспринимают других людей, что для них представляет ценность и т.д., игнорируя возможные исключения или особые условия.
Искажения случаются в результате чрезмерных упрощений или фантазий по поводу того, что произошло или произойдет.
Чтобы восстановить информацию, которая теряется в результате удаления, обобщения и искажения, в НЛП применяется метамодель из 12 различных паттернов с соответствующими вопросами. Цель вопросов заключается в том, чтобы пробиться через двусмысленность, которая может вызвать проблемы, и восстановить потерянную информацию или, иными словами, получить лучшее понимание глубинной структуры клиента и лучше понять смысл сказанного.
Метамодель НЛП
Удаления
Простое удаление: Что-то пропущено
Пример: «Я в бешенстве»
Вопрос для восстановления потерянной информации: По поводу чего?
Неспецифический референтный индекс: Лицо или объект, на которое ссылается утверждение, не указан или неясен.
Пример: «Они отклонили мое деловое предложение» или «Они отклонили его».
Вопрос для восстановления потерянной информации: «Кто?» или «Что?»
Сравнительное удаление: Делается сравнение, но не ясно, с чем производится сравнение. В высказывании содержатся такие слова, как: хорошо, плохо, лучше, лучший, худший, больше, меньше, более всего или менее всего.
Пример: «Этот подход лучше».
Вопрос для восстановления потерянной информации: «По сравнению с чем или кем?»
Неспецифический глагол: В этом случае не ясно, как что-то было сделано.
Пример: «Они отклонили мое бизнес-предложение».
Вопрос для восстановления потерянной информации: «Как конкретно?»
Номинализация: Переход в разряд существительного другой части речи (процесс превращается в «вещь», но вы не можете физически прикоснуться к этой вещи или положить ее в свой карман). Примеры номинализации: общение, отношения, лидерство, уважение, правда, свобода, депрессия, любовь и т.д. Задача здесь заключается в том, чтобы задать вопрос, чтобы восстановить изначальную идею.
Пример: «Общение в нашей семье плохое».
Вопрос для восстановления потерянной информации: «Как бы вы хотели, чтобы происходило общение?»
Обратите внимание, что в выражении «Общение в нашей семье плохое» также имеется сравнительное удаление; поэтому можно задать уточняющий вопрос: «Плохое по сравнению с чем?»
Обобщения
Кванторы общности: Кванторами общности обычно являются такие слова, как: все, каждый, никогда, всегда, только, никто и т.д.
Пример: «Мой начальник никогда не хвалит меня за то, что я делаю».
Вопрос для восстановления потерянной информации: «Вообще никогда?» (преувеличение обобщения) или «Случалось ли, чтобы ваш начальник хвалил вас?» (контр-пример)
Модальные операторы необходимости или возможности: Модальные операторы необходимости включают такие слова, как: должны, не должны, следует, не следует, необходимо и т.д. Модальные операторы возможности включают такие слова, как: может, не может, будет, не будет, возможно, невозможно и т.д.
Пример: «Я не могу сделать это сейчас».
Вопрос для восстановления потерянной информации: «Что бы произошло, если бы вы это сделали?» Или «Что вам мешает?» (вызов ограничениям)
Искажения
Чтение мыслей: Говорящий утверждает, что знает о том, что другой человек чувствует или думает.
Пример: «Мой начальник недоволен моей работой».
Вопрос для восстановления потерянной информации: «Откуда вы знаете точно, что ваш начальник недоволен вашей работой?»
Потеря перформатива: Озвучены оценочные суждения, но не ясно, кто их сделал или на основе чего они вынесены.
Пример: «Это верный способ добиться успеха в этой компании».
Вопрос для восстановления потерянной информации: «Кто это определил?» или «Откуда вы знаете, что это правильный путь?»
Причина-следствие: Говорящий устанавливает причинно-следственную связь между двумя событиями или действиями.
Пример: «Когда вы смотрите на меня таким образом, я чувствую себя никчемным».
Вопрос для восстановления потерянной информации: «Каким образом способ, которым я смотрю на вас, делает вас никчемным?»
Комплексная эквивалентность: В этой ситуации два опыта интерпретируются как синонимы.
Пример: «Мой начальник не поздоровался со мной. Поэтому он недоволен моей работой».
Вопрос для восстановления потерянной информации: «Как отсутствие приветствия со стороны начальника связано с тем, что он недоволен вашей работой?» или «Бывало ли, что под давлением семейных или других проблем вы забывали поздороваться со своими сослуживцами?»
Предположение: Некоторая часть высказывания предполагает или подразумевает существование (или отсутствие) чего-либо и кого-либо.
Пример: «Когда вы продемонстрируете лидерство для своей команды?» (это предполагает, что вы не демонстрируете лидерство)
Вопрос для восстановления потерянной информации: «Что заставляет вас считать, что я не демонстрирую лидерство?» или «Как так получается, что я не демонстрирую лидерство?»
Избегайте вопроса «почему?»
Метамодель не содержит вопросов «почему?». Когда вы задаете кому-то вопрос «почему?», он чувствуют, что должны защищать то, что он сказал или сделал, оправдываться или рационализировать свое поведение. С другой стороны, если вы зададите вопрос «как?», вы получите больше информации о внутренних мыслях вашего собеседника.
Подборка на тему:
ДИЕТЫ
Подборка на тему:
КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ
Подборка на тему:
НЛП
Подборка на тему:
ИНВОЛЮЦИЯ
Подборка на тему:
ДЗЭН-БУДДИЗМ
Подборка на тему: