НЛП: Милтон-модель или модель Милтона Эриксона
Милтон-модель или модель Милтона Эриксона – это метод НЛП, служащий для введения клиента в состояние транса, где он может найти решение своей проблемы.
Милтон-модель помогает клиенту точнее и конкретнее сформулировать свою проблему и, тем самым, найти в себе ресурсы и способы для решения этой проблемы. Как доказала практика, применение Милтон-модели даёт поразительные результаты.
Милтон-модель является способом использования языка для индуцирования и поддержания транса в целях доступа к скрытым ресурсам личности. Она повторяет естественный способ работы нашего мозга. Транс – это состояние, в котором вы высоко мотивированы учиться у вашего подсознания внутренним способом. Это не пассивное состояние, вы также не попадаете под влияние других людей. Имеет место сотрудничество между клиентом и терапевтом; реакции клиента позволяет терапевту узнать, что делать дальше.
Милтон Эриксон
Милтона Эриксона считают ведущим гипнотерапевтом своего времени. Тщательно продуманными неконкретными фразами он помогал клиентам открыть способ справиться со своими проблемами и активизировать свои скрытые ресурсы. Успех Эриксона основан на его способности понимать невербальные знаки (мимика, жесты, позы и др.) и устанавливать хорошую связь со своими клиентами, его мастерстве оперировать языковыми конструкциями, а также его отношении к клиентам. Некоторые из его подходов вошли в число аксиом НЛП, например:
- каждое поведение имеет позитивное намерение;
- в любых обстоятельствах у каждого человека имеется наилучший выбор;
- уважение модели мира других людей необходимо;
- сопротивление клиента обусловлено плохим контактом: не существует несгибаемых клиентов, а существуют негибкие терапевты.
Эриксон присоединялся к опыту клиентов и затем начинал вводить их в транс – состояние, в котором внимание отвлечено от окружающего мира и сосредоточено на собственных мыслях и ощущениях.
Присоединение и ведение
Для присоединения к клиенту, начните копировать его психологию, лексику, тон голоса и т. д.
После этого перейдите к замечаниям о переживаемом им опыте - тому, что они видит, слышит, чувствует или думает. Например, вы можете сказать: «Как вы видите, свет постепенно меркнет ...», «Вы слышите мой голос и ...» или «Вы удивляетесь и ...». При этом говорите медленно и мягким тоном в такт дыханию клиента.
Чтобы ввести клиента в состояние транса, переведите его внимание внутрь себя. Например, вы можете сказать клиенту: «Вы можете заметить, как легко расслабиться в любой момент, просто закрыв глаза».
Модель Милтона: гипнотические языковые паттерны
Гипнотические языковые паттерны Милтон-модели побуждают слушателя отойти от деталей и содержания к более высокому уровню мышления и более глубоким состояниям сознания. Одни паттерны служат для введения клиента в транс. Другие паттерны призваны ослабить текущую модель мира слушателя, определяющую его поведение, и предложить ему расширенную интерпретацию своих возможностей.
Гипнотические языковые паттерны:
1. Чтение мыслей: дайте понять клиенту, что вы знаете, что он думает или чувствует, но не поясняйте, как вы это узнали.
«Я знаю, что вы считаете ...»
«Я знаю, что вы думаете ...»
«Я знаю, что вы сейчас в замешательстве»
2. Отсутствие источника высказывания: используйте оценочные выражения без ссылки на автора оценки
«Каждый может расслабиться»
«Этому можно научиться»
«Замечательно, что вы так эрудированы»
3. Причина и эффект: используйте выражения, которые подчёркивают, что одно является причинной другого
«Если..., то ...»: «Если вы будете слушать мой голос, то вы сможете много чему научиться»
«Когда вы..., тогда ...»: «Когда вы пройдёте этот курс лечения, тогда ваш мозг станет работать лучше»
«... приводит к ...»: «Расслабление приводит к лучшему восприятию»
«Покачивания головой заставляют вас еще больше расслабиться»
4. Сложная равнозначность: используете выражения, предполагающие связь между двумя вещами, несмотря на то, что связи может и не быть.
«Вы уже в годах. Вам нельзя полагаться на молодых»
«Вы работаете уже несколько часов. Вы, должно быть, устали»
«Прийти сюда равнозначно тому, что в вашей жизни всё скоро изменится в лучшую сторону»
5. Допущения: используйте постулаты, которые должны восприниматься как данность и не подвергаться сомнению.
«Как вы уже знаете, ...»
«Вы измените своё мнение уже сегодня»
6. Указатели общности: используйте обобщения
«Каждый знает ...»
«Все люди ...»
«Никто не может ...»
7. Модальные обороты: дайте понять, что у собеседника есть возможность выбора или он должен что-то сделать.
«Вы можете научиться ...»
«Вам лучше бы позаботиться о других»
«Вы должны решить эту проблему»
8. Номинализация: используйте отглагольные существительные, которые кратко выражают процесс.
«Люди могут прийти к новому пониманию»
«Вы можете отложить свое расслабление»
9. Неопределённый глагол: используйте выражения, описывающие результат действия, но не раскрывающие причину
«Он создал эту проблему»
«Но вы можете, я знаю!»
10. Вопрос на конце фразы: используйте фразы, сочетающие утверждение и вопрос, чтобы у вашего собеседника создалось впечатление, что он является автором утверждения.
«Ваше восприятие жизни меняется, так ведь?»
«Вы решили продолжить обучение, не так ли?»
11. Отсутствие ссылки на объект: используйте утверждения, из которых не ясно, к кому относятся эти утверждения.
«Люди могут меняться»
«Дверь была выбита»
12. Неопределённое сравнение: используйте сравнения без указания, с чем вы сравниваете.
«Вы получите больше удовольствие от этого»
«Это лучше»
13. Присоединяйтесь к текущему опыту: описывайте текущие действия и ощущения собеседника, как бы присоединяясь к ним
«Вы читаете эту статью»
«Вы сейчас сидите в этом кресле и слушаете мои слова»
14. Двойная связка: предлагайте сделать выбор, когда его может и не быть или результат всех вариантов будет одинаков.
«Вы хотите начать сейчас или позднее?»
«Вы хотите войти в состояние транса перед тем, как вы присядете, или после того, как вы присядете?»
15. Встроенные команды: внедряйте в вашу речь команды (выделяя их изменением тональности голоса или жестикуляцией), которые воспринимаются подсознанием собеседника.
«Вы думаете, что эту статью нужно отослать вашим друзьям?»
«Вы можете без труда выучить этот материал»
16. Разговорные постулаты: используйте многозначные вопросы, которые подразумевают однозначный ответ (да или нет), но призывают предпринять действие; можете сопровождать их внедрёнными командами.
«Можете ли вы открыть дверь?»
«Можете ли вы измениться?»
17. Расширенные цитаты: используйте отвлечённый контекст для сообщения информации, которая может содержать в себе побуждение или команду.
«Я помню, что много лет назад я встречался со старым мудрецом, который научил меня многим полезным вещам. Я храню в памяти его советы. В частности, я помню, как однажды он сказал мне, что ‘перемены – это легко и забавно’»
18. Нарушение привычных границ: наделяйте неодушевлённые объекты разумностью или активностью.
«Ваш стул может поддержать вас во время того, как вы совершаете эти изменения»
«Ваш дневник рассказывает интересные истории»
19. Неясность: говорите неопределённо и многозначно.
- a) Фонетическая неопределённость: слова, звучащие похоже, но имеющие разный смысл, такие как 'правильно/правило', 'украсть/украсить' и т.д.
- б) Синтаксическая неопределённость: сложная структура предложения, делающая неясной связь слов в нем, например «Люди, помогите убрать мусор дворнику, который накопился»
- в) Неопределённость масштаба: неясно, в какой степени деепричастие, глагол или прилагательное относится к предложению, например «Мы пойдем туда вместе с этим очаровательным человеком и его женой»
- г) Неопределённость пунктуации: соединение частей предложения таким образом, что возникает двусмысленность, например «И мы думаем вы с нами согласитесь просто это будет или тяжело отказать ведь можно всегда»
20. Использование: используйте всё, что переживает клиент (снаружи и внутри себя), для усиления правдивости своих слов и убеждения клиента.
«Вы говорите, что не понимаете. Всё верно... вы не понимаете, хотя это происходит из-за того, что вы не сделали глубокий вдох, который откроет дорогу информации»
«И этот мерцающий свет, и эти прерывистые звуки, всё говорит о том, что ...»
Подборка на тему:
ДИЕТЫ
Подборка на тему:
КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ
Подборка на тему:
НЛП
Подборка на тему:
ИНВОЛЮЦИЯ
Подборка на тему:
ДЗЭН-БУДДИЗМ
Подборка на тему: