Предикаты и системы получения информации
Судя по словам, которые использует человек, можно определить его предпочтительную систему получения информации и научиться говорить на его языке.
Что вы можете отметить по поводу четырёх следующих предложений?
- Вы показали мне яркую идею, и я бы хотел рассмотреть её более подробно.
- То, что вы мне рассказали, звучит хорошо, и я бы хотел услышать об этом побольше.
- То, что вы передали мне, имеет прочную основу, и я бы хотел более тщательно это прощупать.
- В том, что вы сообщили мне, есть смысл, и я бы хотел получить больше подробностей.
В первом предложении использованы «зрительные» слова, во втором – «слуховые», в третьем – «двигательные» и в четвёртом – «логические», хотя все четыре предложения и имеют общий смысл.
Вы используете слова для передачи ваших мыслей. Если ваши мысли (внутренние представления) связаны со зрительными представлениями, то тогда вы будете использовать большое количество «зрительных» слов. А если ваши мысли основаны на логике, то тогда вы будете использовать выражения, которые отражают логику вашего мышления. Аналогичным образом вы передаёте слуховые и двигательные представления.
В терминах НЛП «зрительные», «слуховые», «двигательные» и «логические» слова называются предикатами. Судя по предикатам, которые использует человек, можно определить его предпочтительную систему получения информации.
В следующей таблице приведены распространённые предикаты для каждой из основных систем получения информации.
Зрительная | Слуховая |
---|---|
видеть | слышать |
смотреть | говорить |
яркий | звучный |
ясный | созвучный |
туманный | тишина |
сфокусированный | глухой |
рассвет | писк |
восхитительное зрелище | рёв |
освещать | мелодия |
недальновидный | создавать музыку |
загляденье | мурлычет как котёнок |
бросить взгляд | звонить в колокол |
узость взглядов | тихий как мышь |
вид с высоты птичьего полета | озвучить мнение |
взгляд невооружённым глазом | громко и разборчиво |
нарисовать картину | выслушайте меня |
Двигательная | Логическая |
---|---|
схватывать | осознавать |
чувствовать | переживать |
твёрдый | понятный |
неподатливый | слово в слово |
рука об руку | вопрос |
твёрдый | отчётливый |
трогать | постигать |
без сомнения | знать |
зацепиться | думать |
задействовать | учить |
отбросить | обращать внимание |
нажимать на тайные струны | решать |
прочный фундамент | приводить в движение |
острый как гвоздь | подробно описывать |
ловкий делец | выяснять |
установить контакт | осмысливать |
В зависимости от обстоятельств вы постоянно используете различные зрительные, слуховые, двигательные и логические предикаты. Например, если вас попросят описать изображение на вашем телевизоре, вы, вероятнее всего, будете использовать зрительные предикаты. Но если у вас будет выбор, вы будете использовать предикаты, относящиеся к вашей предпочтительной системе получения информации.
Иногда мы говорим на разных языках
Случалось ли, что вы пытались объяснить что-нибудь кому-либо, но ваш собеседник говорил в ответ: «Я не представляю, о чём вы говорите» или «Я не могу представить этого». Что же произошло? Одно из объяснений: ваш собеседник отдаёт предпочтение зрительной системе получения информации, а вы не склонны использовать зрительные предикаты. И как же нам быть в такой ситуации? Часто мы повторяем одни и те же слова снова и снова, повышая голос. Но нас всё равно не слышат.
Как же донести до человека ваши мысли? Одна из возможностей: использовать «зрительные» слова, чтобы помочь собеседнику представить в своём сознании картину того, что вы хотите сказать, или нарисовать для собеседника диаграмму или картинку.
Конечно, не только люди со зрительной предпочтительной системой получения информации могут иметь трудности с пониманием того, что вы хотите сказать. Так, человек, который отдаёт предпочтение слуховой системе получения информации, может сказать: «Я не слышу, что вы мне говорите» или «Это звучит неправильно». «Двигательный» человек может сказать: «Я не могу ухватить того, что вы говорите» или «Я не чувствую этого». «Логический» человек может сказать «В том, что вы мне говорите, нет логики» или «В этом нет смысла».
Уделяйте внимание словам, которые используют другие люди. Это даст вам понять, как они видят, слышат, осязают или понимают окружающий их мир.
Упражнение 1
В течение двух минут описывайте свой дом, используя только «зрительные» слова. В течение следующих двух минут используйте для описания своего дома только «слуховые» слова. После этого используйте только «двигательные» слова и, наконец, посвятите последние две минуты описанию своего дома с помощью «логических» слов. Отметьте, с какими органами чувств вы «дружите» меньше всего. Именно этим органам чувств вы должны уделять больше внимание, если хотите, чтобы разные люди вас лучше понимали. Вы должны научиться говорить на языках других людей.
Упражнение 2
Отмечайте, какие предикаты используют ваши друзья и члены семьи. Вернее всего, они используют различные виды предикатов, но отдельные виды предикатов используют чаще. На основе этого вы можете вычислить их предпочтительные системы получения информации. После этого вы сможете улучшить взаимопонимание со своими друзьями и членами семьи, используя те же предикаты, которые используют они, или предикаты, относящиеся к их предпочтительной системе получения информации.
Подборка на тему:
ДИЕТЫ
Подборка на тему:
КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ
Подборка на тему:
НЛП
Подборка на тему:
ИНВОЛЮЦИЯ
Подборка на тему:
ДЗЭН-БУДДИЗМ
Подборка на тему: