Дзадзэн: Волны в вашем разуме
Пояснения учителя Дзэн Шунрью Сузуки Роши по поводу практики Дзадзэн, разницы между большим и малым разумом и истинной природы мыслей.
Когда вы практикуете Дзадзэн (медитация Дзэн), не пытайтесь остановить ваши мысли. Пускай они стихнут сами собой. Если что-то приходит в ваш разум, позвольте этому войти, и позвольте этому выйти. Если вы пытаетесь заставиться себя прекратить думать, то это значит, что вы обеспокоены этим. Ни о чём не беспокойтесь. Вам кажется, что в ваш разум приходит что-то извне, но в действительности это всего лишь волны в вашем разуме, и если вы не будете беспокоиться по поводу этих волн, они постепенно стихнут. Через 5 - 10 минут ваш разум станет совершенно безмятежным и спокойным. Ваше дыхание станет довольно медленным, а пульс немного ускорится.
Множество ощущений, мыслей и образов возникает в вашем сознании, но они всего лишь волны в вашем собственном разуме. Ничего не приходит в ваш разум извне. Обычно мы думаем, что наш разум получает впечатления и опыт извне, но это не так. Истина в том, что разум включает всё; всё происходит лишь в вашем разуме. Ничего снаружи вас не может вызвать никаких беспокойств. Вы сами производите волны в вашем разуме. Такой всеобъемлющий разум называется большим разумом.
Разум, связанный с чем-то снаружи вас – это малый (или ограниченный) разум. Но если ваш разум ни с чем не связан, тогда не существует и дуалистического понимания работы вашего разума. Вы понимаете, что деятельность вашего разума – это всего лишь волны в вашем разуме. Большой разум, который вмещает всё, и малый разум, который связан с чем-либо, в действительности являются одним и тем же.
Переживание истинной природы разума, который вмещает в себя всё – это и есть религиозное переживание. Хотя в вашем разуме возникают волны, природой вашего разума является чистота. Это всего лишь волны, бегущие по чистой воде. В действительности, по воде всегда бегут волны. Говорить о волнах отдельно от воды – это заблуждение. Вода и волны едины. Большой разум и малый разум едины. Когда вы это понимаете, вы обретаете некое чувство безопасности.
Волны в большом разуме усиливаются через различный опыт. В одном смысле, мы постоянно приобретаем новый опыт, но в другом смысле, весь этот опыт является ничем иным, как постоянным и повторяющимся развёртыванием большого разума. Например, если у вас что-то вкусное на завтрак, вы говорите: «Это вкусно». «Вкусно» подразумевает нечто, что было пережито в прошлом, даже если ваш разум не помнит, когда это было. С помощью большого разума мы воспринимаем весь наш опыт подобно тому, как мы признаём лицо, которое мы видим в зеркале, как собственное. Для нас не существует страха потерять этот разум. Нет такого места, куда мы хотим уйти; нет страха смерти, нет страданий от старости и болезни. Мы наслаждаемся всеми аспектами нашей жизни, которые рождаются в процессе развёртывания большого разума. Мы не мечтаем о некой более интенсивной радости. Мы имеем непоколебимое спокойствие, и с этим непоколебимым спокойствием мы практикуем Дзадзэн.
Подборка на тему:
ДИЕТЫ
Подборка на тему:
КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ
Подборка на тему:
НЛП
Подборка на тему:
ИНВОЛЮЦИЯ
Подборка на тему:
ДЗЭН-БУДДИЗМ
Подборка на тему: